Тема II. Международные экономические отношения и международная торговля
Тема III. Международные валютно-финансовые отношения и миграция капитала, международный кредит. Роль ТНК в мировой экономике
Тема IV. Демографическое развитие и международная миграция трудовых ресурсов
Тема V. Международная интеграция. Международное экономическое сотрудничество
Тема VI. Социально-экономическое развитие и экономический рост в мировой экономике
Спсиок рекомендуемой литературы по курсу
Список рекомендуемых Интернет-ресурсов по курсу
Примерный перечень экзаменационных вопросов
Задания контрольной работы
Глоссарий
Тесты по курсу: «Мировая экономика»
Население и трудовые ресурсы I
Население и трудовые ресурсы II
Экономические свободные зоны
Свободные экономические зоны
Валютные рынки
Внешнеторговый баланс
Госсударственное регулирование внешней торговли
Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики
Классификация стран по уровню мирового развития
Международная торговля
Международное экономическое сотрудничество
Международные экономические организации
Международные экономические отношения
Международный кредит
Место России в мировом хозяйстве
Миграция рабочей силы
Мировая торговля как форма международных экономических отношений
Мировой рынок рабочей силы
Отраслевая структура мирового хозяйства
Понятие иностранной и националной валюты
Природно- ресурсный потенциал мирового хозяйства
Становление и сущность мирового хозяйства
Сущность и формы вывоза капитала
Тенденции развития мирового хозяйства
Транснациональные корпорации
Ценообразование в мировой торговле
Экономичемкие аспекты глобальных проблем
Курс «Мировая экономика» относится к специальным дисциплинам, предусмотренными Государственным образовательным стандартом и учебными планами для студентов экономических специальностей. Мировая экономика как учебный предмет представляет собой систему, соединяющую в себе воедино теоретическое и практическое начала и основана на знаниях таких предметов как «Основы экономической теории», «История экономики» и др.
В современных условиях предмет «Мировая экономика» приобретает новое содержание – речь идет не только о более развитом по сравнению с предыдущей эпохой мировом хозяйстве капиталистического типа. Для форм его организации и механизмов функционирования свойственны в настоящее время не только невиданное рыночное многообразие, но и существенно возросший социальный компонент, усиливаемый неизбежной государственной политикой по обеспечению национальных интересов и национальной экономической безопасности.
Учебно-методическая работа, связанная с изучением «Мировой экономики» должна быть построена исходя из того, что мировая экономика представляет собой управляемую хозяйственную систему. В этих условиях учебный курс данной дисциплины – это практическое изучение путей и методов развития рыночной экономики в историческом плане и с выходом на определение возможных перспектив, в том числе альтернативного характера. «Мировая экономика», таким образом – это не абстрактная экономическая теория и ее использование в науке и практике предполагает овладение искусством и наукой управления рыночными процессами на разных уровнях – и общественном и хозяйственном. Некоторые формулировки и даже конечные выводы, содержащиеся в теории мировой экономики, не являются истиной в последней инстанции. К тому же целый ряд положений этой теории, вообще, – проблематичен и сложен. Например, с какого исторического уровня можно говорить о существовании «Мировой экономики»? Со стадии капиталистического хозяйства или с уровня более ранней предыстории? Что включает в себя «Мировая экономика»: действующие в одной плоскости хозяйствующие субъекты или необходима определенная субординация по вертикали между этими субъектами? Студент должен пытаться войти в обсуждение этих и других спорных проблем.
Потребность в новом подходе к преподаванию курса «Мировая экономика» проявляется в необходимости сочетать общеобразовательные цели с задачами динамичного развития человеческого потенциала. Другими словами, есть императивное требование сочетать общую теорию с задачами профессиональной подготовки в новых рыночных условиях по широкому кругу предметов.
Воспитательная функция в процессе изучения предмета «Мировая экономика» заключается в создании у учащихся правильного представления о национальных интересах нашей страны, о ее экономической безопасности.
Прямое воздействие бытующих в обществе политических пристрастий и идеологических установок, безусловно, усложняют решение данной задачи. Вопреки предположениям о необходимости «деидеологизации» теории и практики управления общественными процессами, действительность свидетельствует совсем об ином, тем более, когда реальные проблемы достигают «пороговых значений», угрожающих национальной безопасности. К тому же идеологическим стандартам также свойственна своя эволюция, своя трактовка национальной идеи, предполагающая также учет факторов культуры, религии, национальных традиций и т. п. Не все «общепризнанные модели» оказываются в состоянии помочь решению национальных задач как экономического, так и социального характера. Исторические условия России в корне отличаются от аналогичных условий, в которых формировалась модель рыночной экономики в странах Запада. Следует заметить, что учебников по предметам общественно-политического характера («Мировая экономика» - один из таких предметов), пригодных для всех времен и народов не существует. Каждой стране и присущим ей условиям характерна своя специфика. Общемировые процессы и прежде всего глобализация проявляют себя в различных условиях по-разному.
Изучение дисциплины преследует следующие цели:
- сформировать
комплекс знаний о мировой экономике
как
о
целостной системе, включающей экономики
всех стран мирового
сообщества, связанные между собой
совокупностью международных
экономических отношений;
- выявить характерные черты и особенности различных компонентов мировой экономики;
- проследить факторы, влияющие на успешное осуществление экономической политики или, наоборот, блокирующие ее реализацию и ведущие к кризисам, безработице, ухудшению социально-экономического положения населения.
Основной акцент при этом делается на раскрытии экономических, финансовых, административно-организационных и прочих инструментов, способствующих росту экономики, прогрессивным изменениям в народном хозяйстве, повышению производительности труда.
В процессе изучения этой дисциплины студенты должны:
- уметь анализировать современное состояние мировой экономики, экономики отдельных стран;
- давать сравнительную характеристику состояния ресурсов мировой экономики в разрезе стран и регионов;
- уметь отслеживать и использовать современную информацию при характеристике экономики стран и регионов;
-
иметь навыки оперативной работы со
справочными изданиями, газетами,
журналами, с данными из сети «Интернет».
В
данном учебно-методическом пособии
приводятся планы семинарских занятий
со списками прилагаемой литературы.
Даются методические рекомендации по
подготовке к занятию с целью помочь
студентам сориентироваться в учебном
материале. Содержится перечень примерных
экзаменационных вопросов, а так же
тестовые материалы. Немаловажную роль
играет проведение тестовых испытаний.
Не стоит сводить решения тестов лишь
к угадыванию правильных ответов. Каждый
вариант ответа на тот или иной тест
должен публично разбираться с привлечением
нескольких оппонентов.
Учебно-методическое пособие разработано в соответствии с требованиями Госстандарта для студентов экономических специальностей РГУ (кроме специальности «Мировая экономика»).