Тема II. Международные экономические отношения и международная торговля
Тема III. Международные валютно-финансовые отношения и миграция капитала, международный кредит. Роль ТНК в мировой экономике
Тема IV. Демографическое развитие и международная миграция трудовых ресурсов
Тема V. Международная интеграция. Международное экономическое сотрудничество
Тема VI. Социально-экономическое развитие и экономический рост в мировой экономике
Спсиок рекомендуемой литературы по курсу
Список рекомендуемых Интернет-ресурсов по курсу
Примерный перечень экзаменационных вопросов
Задания контрольной работы
Глоссарий
Тесты по курсу: «Мировая экономика»
Население и трудовые ресурсы I
Население и трудовые ресурсы II
Экономические свободные зоны
Свободные экономические зоны
Валютные рынки
Внешнеторговый баланс
Госсударственное регулирование внешней торговли
Иностранные инвестиции и их роль в развитии российской экономики
Классификация стран по уровню мирового развития
Международная торговля
Международное экономическое сотрудничество
Международные экономические организации
Международные экономические отношения
Международный кредит
Место России в мировом хозяйстве
Миграция рабочей силы
Мировая торговля как форма международных экономических отношений
Мировой рынок рабочей силы
Отраслевая структура мирового хозяйства
Понятие иностранной и националной валюты
Природно- ресурсный потенциал мирового хозяйства
Становление и сущность мирового хозяйства
Сущность и формы вывоза капитала
Тенденции развития мирового хозяйства
Транснациональные корпорации
Ценообразование в мировой торговле
Экономичемкие аспекты глобальных проблем
Цель:
Определить какие причины и тенденции мирового экономического развития мировой экономики влияют на экономический рост.
Вопросы к семинару
Теории развития. Эволюция мирового хозяйства и стадии эволюции. Цикличность экономического развития мирового хозяйства.
Понятие экономического роста. Факторы и типы экономического роста в мировой экономике.
Влияние научно-технического прогресса на экономический рост. Милитаризация экономики и экономический рост в мировом хозяйстве.
Новое качество экономического роста в мировом хозяйстве. Международная инновационная деятельность
Международный научно-технический обмен его объекты и субъекты; Международный лизинг; Международный обмен патентами и лицензиями; Международный франчайзинг; Международный инжиниринг
Литература
Богомолов О.Т. Мировая экономика в век глобализации/учебник. - М.,2007, л.8.
Гоффе Н. Социальная составляющая экономического развития: региональный аспект // МЭ и МО. – 2006. - №6.
Гурова И. П. Мировая экономика: Учебник для студентов вузов. 2-е изд., - М. 2008, Разд.1,гл.3.
Киреев А. Международная экономика. В 2 ч. - М, 2005- Ч.1 Гл. 9, п. 4.
Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.:Финансы.- 2004.
Международные валютно-кредитные и финансовые отношения / Под ред.Л.Н. Красавиной.-М., 2001.
Мировая экономика / Под ред. А.С. Булатова. - М.: Юрист, 2001. - Гл.1. - С. 29-30, 31-37, С. 51-63. Гл. 2. - С. 65-74. Гл. 3 - С. 75-108.
Надель С. Социальные факторы экономического роста // МЭ и МО. – 2006. - №5.
Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения/Учебник для студентов вузов. - М.,2008,р1,гл.2,4.
Шишков Ю. Демографический переход и экономический рост // МЭ и МО. – 2005. - №8.
Щербанин Ю.А. Мировая экономика: учебник для студентов вузов. 2-е изд. - М. 2007, Разд. 2. Гл.5-10.
Методические указания
Сущность научно-технического потенциала неразрывно связано с выяснением содержания следующих понятий: факторы роста, наука, научно-технический прогресс, научно-техническая революция, фундаментальная и прикладная наука. Однако, не во всех учебниках по мировой экономике эти понятия рассматриваются. Поэтому представляется целесообразным вкратце остановиться на них. В самом общем виде наука представляет собой высокоорганизованную и высокоспециализированную сферу деятельности человека по производству знаний о природе, обществе, о самом человеке с целью познания и преобразования мира. На основе научных исследований появляются новые знания. Научные исследования, в свою очередь, подразделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные исследования — это исследования, открывающие новые явления и закономерности; исследование того, что лежит в природе вещей, явлений, событий. Прикладные исследования ставят задачу решения определенной технической проблемы, обычно в непосредственной связи с материальными интересами общества. Вместе с тем производство знаний в обществе не самодостаточно, оно необходимо для поддержания и развития жизнедеятельности человека. С середины ХХ в. начинается революционное развитие НТП: научно техническая революция (НТР) — коренное качественное преобразование производительных сил на основе превращения науки в ведущий фактор производства. Именно наука в последнее время все больше стала определять темпы и пропорции производства, углубление международного разделения труда, отраслевую структуру национальных хозяйств и мирового хозяйства, конкурентоспособность товаров и услуг, новое качество и структуру потребления и т. д. НТР предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников. При этом важно вспомнить, какие крупнейшие научные открытия привели к перерастанию научно-технического прогресса в НТР. Затем можно перейти к выяснению сущности научно-технического потенциала. При этом надо показать критерии оценки научно-технического потенциала. С указанным понятием тесно связано понятие информационного потенциала. Выясните, что общее и особенное в этих понятиях. Ваши положения подтвердите примерами.
В развитых странах государство создает благоприятные условия для инновационной деятельности частнопредпринимательского сектора, используя разнообразные меры: включение затрат на НИОКР частного сектора в себестоимость продукции; списание значительной части научного оборудования по ускоренным нор мам амортизации; применение системы адресных налоговых льгот; льготное кредитование научно-технических разработок и долевое финансирование больших проектов; безвозмездная передача либо предоставление на льготных условиях госимущества или земли для организации инновационных предприятий, а так же для создания научной инфраструктуры в регионах. Все развитые страны и НИС в последнее время проводят политику налогового стимулирования науки.
Воздействие научного потенциала на экономический рост. Одним из показателей, свидетельствующим о взаимосвязи и взаимозависимости между научно-техническим потенциалом и экономическим ростом, является повышение наукоемкости производства отношение расходов на НИОКР к объему продаж фирмы. Важное значение в воздействии научного потенциала на экономический рост имеет механизм взаимосвязи науки и производства. Ускорение НТП вызывает заинтересованность в сотрудничестве научных учреждений и промышленных предприятий. В свою очередь университеты побуждаются к сотрудничеству с частными компаниями не только возможностью получения прибыли от коммерциализации результатов проводимых ими научно-исследовательских работ, но и необходимостью поиска дополнительных источников финансирования фундаментальных исследований и наиболее благоприятных возможностей трудоустройства своих выпускников. Расширяется использование таких форм сотрудничества как консультирование, обмен кадрами, субсидии и контракты на исследования и т. д.
Во многих случаях сотрудничество университетов и промышленности осуществляется в рамках научных парков или технопарков — территориальных научно промышленных комплексов. Научные парки можно условно отнести к трем моделям американской (США, Великобритания), японской (Япония), смешанной (Франция). Американская модель. В США и Великобритании выделяются три типа научных парков: 1) научные парки в узком смысле слова; 2) исследовательские парки, отличающиеся от первых тем, что в их рамках новшества разрабатываются только до стадии технического прототипа; 3) инкубаторы, в рамках которых университеты «дают приют» вновь возникающим компаниям, предоставляя им за относительно умеренную арендную плату землю, помещения, доступ к лабораторному оборудованию и услугам.
Японская модель научных парков в отличие от американской предполагает строительство совершенно новых городов — так называемых технополисов, сосредоточивающих научные исследования в передовых пионерных отраслях и наукоемкое промышленное производство. Все технополисы должны удовлетворять следующим критериям: быть расположенными не далее чем в 30-ти минутах езды от своих «городов-родителей»; занимать площадь меньшую или равную 500 квадратным милям; иметь сбалансированный набор современных научно-промышленных комплексов, университетов и исследовательских институтов в сочетании с удобными для жизни районами, оснащенной культурной и рекреационной инфраструктурой; быть расположенными в живописных районах и гармонировать с местными традициями и природными условиями. Примером смешанной модели научных парков, ориентированной и на японскую и на американскую, могут служить научные парки Франции. Крупнейший из них «София Антиполис» (расположен на Ривьере, на площади свыше 2000 га; максимально предусмотренное число занятых - около 6 тыс. человек).